Наше объединение

САМОДЕРЖАВИЕ И РОССИЯ


На пути национального возрождения России серьезнейшей вехой должно стать пристальное, вдумчивое и благоговейное изучение огромного русского исторического опыта, на протяжении долгих столетий неразрывно связанного с православной монархической государственностью.

Нелепо отрицать, что именно Самодержавие возвеличило и утвердило Россию, вознеся ее к вершинам силы и славы, превратив удельное княжество Московское в величайшую империю мира. Именно труды и подвиги державных властителей страны, терпеливых, осторожных и последовательных, из века в век подтверждавших свое призвание "собирателей земли русской". Старания венценосцев позволили народу Святой Руси явить свои лучшие душевные качества, одолеть все препятствия бурной и драматичной российской истории. Именно венценосные вожди нации, Помазанники Божии, Русские православные цари - как никто другой, заботились о духовном здравии общества, ограждая православную церковь всей мощью государственной власти ради того, чтобы она имела возможность совершать свое святое дело спасения душ человеческих тихо и мирно, "во всяком благочестии и чистоте".

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.

НАШИ ПРИНЦИПЫ


1. "Настолько ты русский, насколько ты православный".

Ф.М.Достоевский

Наш первый принцип – пристальное внимание к духовным ценностям, тому хорошему, что уже так много веков проповедуется на нашей земле Православной Церковью. Единство крови и общность происхождения при всей их значимости не могут сегодня придать обществу необходимую крепость, сплотить нацию. Только тогда, когда душой народа станет Православная Церковь, собрав вокруг себя людей, осознано считающих себя русскими по осмыслению долга служения Родине, снова проснется Русская нация.

2. «Русский тот, кто никогда не забывает, что он русский. … Кто знает свою историю, великие ее страницы. Кто чтит родных героев".

И.С.Шмелев

Мы, члены патриотической молодежной организации, считаем своей обязанностью знать родную историю, русскую культуру. Знать и любить родное прошлое - долг каждого из нас. Более того, мы должны научиться гордиться своей историей, гордиться славою предков, благо у нас действительно есть чем гордиться. В XX в. многие события русской истории нередко истолковывались односторонне, многое замалчивалось, многое просто искажалось. Сильнейшие социальные потрясения отделили прошлое от настоящего, формировалось отстраненное отношение русских людей к своей истории. Но необходимо помнить, что мы живем не с чистого листа и строим нашу жизнь не на пустом месте. За нашими плечами богатейшее наследие предков. Тот, кто знает это наследие, знает русские традиции, непременно обратится к ним при строительстве нашей жизни, при обустройстве сегодняшней России, и в любом случае не будет стремиться перекроить Россию по западным образцам.

3. "В России, по условиям жизни нашей страны, потребовалось государственное вмешательство в самые разнообразные стороны общественной жизни".

С.Ю.Витте

Роль государства в России всегда была огромна. Именно государственная власть и только она могла мобилизовать народные силы для борьбы с внешним врагом и хозяйственного освоения огромной страны. Сильное государство, гарантировавшее стране внутренний мир, всегда было залогом преуспеяния России. Главнейшей нашей задачей мы считаем всемерное содействие укреплению русской государственности. При этом необходимо учитывать те принципы, на которых с давних времен строилась наша государственность, внимательно относится к русским традициям государственного управления и местного самоуправления.

4. "Будучи, так сказать, вне обыкновенной гражданской сферы, вознесенные выше всех низких побуждений эгоизма, которые делают людей несправедливыми и даже злыми, наконец, имея все, они (монархи) должны и могут чувствовать только одну потребность: благотворить".

Н.М.Карамзин

Мы не призываем добиваться немедленного восстановления монархии. К сожалению, Россия пока к этому не готова. Возрождению исторической власти должен предшествовать период восстановления государственного единства исторической России, период осознания русскими своих исторических корней. Должно прийти понимание необходимости сильной государственной власти, обладающей непререкаемым авторитетом в глазах всего населения, всех народов, живущих в России - только тогда станет возможным служение государю не за страх, а за совесть. Лишь после укрепления государственной власти возможен переход к монархической форме правления. В ином случае монарх рискует оказаться игрушкой в руках политических группировок, которые пришли к власти в 1990-е гг. и успели показать себя недостойными этой власти. Монарх же должен оставаться выше партийных распрей.

Такой взгляд на дело показывает, что при всей важности вопросов, связанных с престолонаследием, они не должны стоять на первом месте для современных монархистов. Мы не боремся за права на престол какой-либо фигуры, мы боремся за сам монархический принцип, за осознание населением России этого принципа.

5. Мы, отстаиваем принцип деятельного участия в общественной и политической жизни современной России. Неравнодушие к судьбам Родины, пристальное, каждодневное внимание к событиям, определяющим ее жизнь, стремление по мере сил улучшать эту жизнь - вот что является залогом патриотизма.

Негативно оценивая многие процессы современной политики, мы все же не стремимся оставаться в стороне от нее. Мы уверены, что во власти есть еще люди, желающие и имеющие возможность принести пользу России. Мы не ограничиваем себя культурными и просветительскими задачами, считаем для себя возможным участвовать в политической жизни и поддерживать те политические силы, которые могут содействовать благу и преуспеянию России.



Зачем мы делаем этот сайт


С окончанием советской эпохи открылись возможности для объективного изучения жизни и царствования Государя императора Николая II. Отношение общества к последнему императору сильно изменилось. Убийство Николая II, Его семьи и приближенных официально признано преступлением, не имеющим оправдания. В трудах современных историков Николай II нередко предстает как человек, не лишенный личных достоинств, заслуживающий человеческого понимания и сочувствия.

Тем не менее, оценка Николая II как политического деятеля изменилась мало. По-прежнему Его характеризуют как убежденного реакционера, гонителя всего передового и прогрессивного. Начиная отрицанием личных способностей Николая II к руководству страной, современные историки заканчивают высокомерной критикой Его политических воззрений, Его взглядов на особенности вековой российской государственности.

Эти взгляды Государя императора разделялись как Его предшественниками, так и многими Его современниками, - представителями поколений, строивших великую Российскую империю. Надо помнить, что ниспровергая политическое кредо Николая II, Императора и Самодержца Всероссийского, мы невольно бросаем тень на тот строй, который Он олицетворял.

Надо признать, что сегодня Царская Россия последних десятилетий ее существования в обыденном сознании рисуется "слепой, прогнившей, ни на что ни способной тиранией". Такой взгляд - во многом наследие советского прошлого, но есть в этом "заслуга" и нашего поколения.

Конечно, мы здесь приводим максимально обобщенную оценку современного отношения к дореволюционной России. Современные историки в своих трудах останавливаются на многих нюансах, в отличие от историков советских избегают однозначных оценок. Но в массовом сознании, под воздействием современной исторической науки, публицистики, С.М.И., складывается именно тот образ, характеристику которому мы дали выше. А важно именно то, что мы получаем на выходе, как мы воспитываем будущие поколения русских людей.

Думается, что культивирование подобного отношения к родной истории выгодно современной российской элите. Бросая тень на наше прошлое, нас подводят к выводу о том, какое у нас сейчас прекрасное настоящее. Между тем, все обстоит с точностью да наоборот. Поколения, жившие в Российской империи, "под гнетом царизма", заложили основы единого русского государства, строили и укрепляли великую страну, сделали Россию независимой и могучей. Советские поколения, несмотря на разрыв духовной преемственности, сохранили Россию, восстановили и преумножили ее богатства, выстояли в Великой войне. В последнее же десятилетие мы были свидетелями расчленения России, расхищения ее национальных богатств, обнищания огромной массы ее населения, резкого падения ее обороноспособности.

Сложившаяся ситуация, в высшей степени опасная для страны, побуждает нас к внимательному и вдумчивому отношению к русскому прошлому. Оценка личности и правления Государя императора Николая II приобретет здесь исключительное значение. Последний русский царь завершает "Петербургский" период нашей истории, является носителем сложившихся русских имперских традиций во всей их полноте.

Нельзя не признать, что Николаем II были допущены ошибки, и расплата за эти ошибки была страшной. Элита старой России во главе с императором не смогла остановить сползание страны к революции, не смогла одолеть тех, кто готовил эту революцию для России.

Однако это не должно перечеркнуть всю нашу тысячелетнюю историю, заставить нас отказаться от ее наследия. То, что пережила Россия после падения монархии, то, что переживает она теперь, не дает нам права на высокомерное отношение к нашему прошлому и нашей исторической государственности.

Наша цель - по мере сил содействовать объективному освещению жизненного пути последнего русского императора. Надеемся на отклик всех, кто интересуется русской историей и на посильную помощь патриотических сил в предпринятом нами начинании. С благодарностью примем любые суждения и замечания о нашей работе.

Дмитрий Эйдук



Личность в истории: духовный облик императора Николая II


С окончанием советской эпохи открылись возможности для объективного изучения жизни и царствования Государя императора Николая II. Многое стало известно о личности царя. Но люди новой России задаются вопросом: "Почему Николай II, человек, казалось бы, мягкий, склонный к тихой семейной жизни, не пошел на удовлетворении требований либеральной общественности и не зажил спокойной жизнью конституционного монарха, подобно английскому королю?" Ответ на этот вопрос следует искать, изучая историю российского самодержавия и взгляды Государя на роль монарха в России.

www.monarchy-spb.narod.ru


Историк С.С.Ольденбург считал, что "вера в Бога и в свой долг Царского служения, были основой всех взглядов Императора Николая II. Император считал, что ответственность за судьбы России лежит на Нем, что Он отвечает за них перед престолом Всевышнего. Другие могут советовать, другие могут Ему мешать, но ответ за Россию перед Богом лежит на Нем. Из этого вытекало и отношение к ограничению власти, которое Он считал переложением ответственности на других, не призванных, и к отдельным министрам, претендовавшим, по Его мнению, на слишком большое влияние в государстве. "Они напортят, - а отвечать мне".

Ответственное отношение к своему долгу не означало для Николая II любви к власти. Более того, приходится признать, что власть была для него очень тяжелым бременем. И здесь кроется одна черта последнего императора, которая делает его совершенно непонятым и неприемлемым для нашего времени.

Николая II нельзя ставить на одну доску с теми, кто пришел к власти в нашей стране после него. В отличие от сегодняшних правителей России, император не был хорошим политиком в нынешнем смысле этого слова. Он не был политиканом и политическим честолюбцем, готовым идти на любые комбинации и сделки с совестью для удержания власти. Император был человек совести и души. Те моральные установки, которыми он руководствовался в своей деятельности, делали его беззащитным перед темными интригами, которые плелись в его окружении и часто использовались врагами Государя для дискредитации династии.

В итоге император Николай II проиграл, а проигравших принято судить строго. Сегодня, на уровне массового сознания последний царь для нас оказывается заведомо неправ, а те ценности, которые он собой олицетворял, признаются устаревшими, отжившими, неактуальными уже для начала XX в., а уж тем более для дня сегодняшнего. Между тем, внимание к идейным основам последнего царствования необходимо для понимания всей нашей истории и наших корней.

Те принципы, которым Николай II следовал в своей жизни, были усвоены им в юности. Отец, император Александр III, сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу, преданности ее традициям. Образцом правителя для Николая был царь Алексей Михайлович. Первые Романовы, и в том числе царь Алексей, не только бережно хранили заветы старины, но и сумели объединить вокруг них всю нацию и восстановить страну после Смуты.

В начале XX в. ситуация была иной. Современный историк О.А.Платонов подчеркивает, что трагедия жизни и царствования Николая II состояла в неразрешимом противоречии между его глубочайшим убеждением хранить основы и традиции России и нигилистическими воззрениями значительной части образованных слоев русского общества. И речь шла не только о сохранении традиционной структуры управления (хотя и это было немаловажно), но и о спасении русских национальных форм сознания и культуры (события последующих десятилетий показали, насколько реальна была именно эта опасность).

Действительно, значительная часть правящего слоя и интеллигенции отвергла путь следования русским основам, традициям и идеалам, многие из которых считались отжившими. Не признавая право России на собственный путь, западники делали попытку навязать ей чуждую модель развития - либо западноевропейского либерализма, либо западноевропейского марксизма. Обе эти перспективы грозили России огромными потрясениями, ибо с определенного момента почти все оппозиционные группы ориентировались на революцию, хотя и не все отдавали себе отчет в том, какая это будет революция.

Перспективы эволюционного развития страны, гарантировавшего сохранение всего того, что было наработано предшествующими столетиями, в начале XX в. были связаны прежде всего с сохранением сильной императорской власти.

Мы можем говорить о том, что последний царь не смог справиться со стоявшей перед ним задачей. Но нельзя не признать, что Государь, исходя из своих принципов, старался честно исполнить свой долг. Именно твердая убежденность в необходимости сохранения основ и традиций России в сочетании с чувством глубокой ответственности за ее судьбу делали императора Николая II подвижником идеи, за которую он отдал свою жизнь.

Дмитрий Эйдук
 
   Яндекс цитирования Цусима.SU